детское и мобильное отделение "јмбуланс" «ƒќ–ќ¬№≈ ƒ≈“≈…, «ƒќ–ќ¬№≈ —≈ћ№» - «ƒќ–ќ¬№≈ –ќ——»»

ƒ≈“— ќ≈ ќ“ƒ≈Ћ≈Ќ»≈:

“ел: 8(985) 774-13-19

E-mail:postmaster@ambulans.su
«¬ќЌќ  „≈–≈« SKYPE:

ѕоиск по сайту

 арта сайта

«апись онлайн
—татьи
05.04.2013
 6132027
 7142128
18152229
29162330
310172431
4111825 
5121926 


directhit.ru

Ќаши друзь€:

Ќарушени€ речи у детей

¬ этом разделе мы поговорим о различных нарушени€х речи. ќ том, что это за нарушени€, как они про€вл€ютс€ в речи и по каким направлени€м ведЄтс€ логопедическа€ работа.

* ѕодробнее о логопедической работе можно прочитать в отдельном разделе:

ƒислали€
Ёто самое распространенное нарушение, искажение звуков речи. ќсобенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

ƒизартри€
Ёто нарушение произношени€, вызванное недостаточной работой нервов, св€зывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией);
при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

ќсобенности:
«смазанна€» речь, нарушение голосообразовани€, ритма, интонации и темпа речи.

 оррекци€:
Ћогопедический массаж, максимальна€ нормализаци€ работы речевого аппарата (дыхани€, голоса, темпа и ритма), работа над звуками.

–инолали€
Ёто нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

ќсобенности:
√олос приобретает «носовое звучание».

 оррекци€:
наблюдение у Ћќ– - специалиста, логопедический массаж, максимальна€ нормализаци€ работы речевого аппарата (дыхани€, голоса, темпа и ритма), работа над звуками и грамматикой.

«аикание
Ёто нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата.

ќсобенности:
¬ынужденные остановки в речи, повторени€ отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

ѕрофилактика заикани€:
–ечь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
нужно ограничить контакты малыша с заикающимис€;
не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
избегайте психических и физических травм (особенно головы);
не перегружайте ребенка информацией и впечатлени€ми;
не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
не запугивайте ребенка страшными сказками и вс€кими бабками-Єжками;
не оставл€йте ребенка в качестве наказани€ в темном помещении, не бейте ребенка;
соблюдайте режим.

 оррекци€:
–абота над темпо-ритмической организацией речи, плавности, дыханием, звукопроизношением.

јлали€
Ёто полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

ќсобенности:
ћоторна€ алали€ - ребенок понимает речь, но не умеет еЄ воспроизводить;
—енсорна€ алали€ - ребенок не понимает чужую речь;
Ќаблюдаетс€ автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повтор€ет сам вопрос).

 оррекци€:
ќбучение звукопроизношению, постепенное расширение словар€ ребЄнка, обучение его диалогу.

ќбщее недоразвитие речи (ќЌ–)
Ёто различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ќЌ– характеризуетс€ нарушением произношени€ и различени€ звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой св€зной речью.
ќбщее недоразвитие речи может наблюдатьс€ при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Ќесмотр€ на различную природу дефектов, у детей с ќЌ– имеютс€ типичные про€влени€, которые указывают на системные нарушени€ речевой де€тельности:
более позднее начало речи (первые слова по€вл€ютс€ к 3-4, а иногда и к 5 годам);
речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
ребЄнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
речь детей с ќЌ– €вл€етс€ малопон€тной;
¬ыдел€ют три уровн€ речевого развити€, которые отражают типичное состо€ние компонетов €зыка при ќЌ–:

1-ый уровень:
ѕолное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

ќсобенности:
словарь детей состоит из лепетных слов типа «л€л€», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные пон€ти€ («л€л€» - это и кукла и девочка); часто названи€ предметов употребл€ютс€ вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
такие дети не умеют строить фразы;
они говор€т однословные слова-предложени€ типа «дай»
многие звуки не произнос€тс€; сложные слова сокращаютс€ до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-ой уровень:

ќсобенности:
ƒостаточно большой словарный запас;
двухсловные и трехсловные фразы;
используемые слова сильно искажены и св€зи между словами в предложени€х еще не оформлены; например: Ђкадас ледит тойї (карандаш лежит на столе);
нарушено согласование слов; например: Ђиса безалї (лиса бежала); в сложных словах часто переставл€ютс€ слоги или добавл€ютс€ новые; например: Ђлисипедї (велосипед);

3-й уровень:
’арактеризуетс€ развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушени€ в оформлении сложных речевых единиц.

ќсобенности:
Ќеправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стуль€); «лежит тапка» (лежит тапок); «красна€ солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как зап€стье, локоть, переносица);
неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стекл€нный); прит€жательных прилагательных: «лисова€ шкура» (лись€ шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
слогова€ структура слова воспроизводитс€ правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
звуки произнос€тс€ правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

 оррекци€:
 омплексна€ коррекци€, расширение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, фонематическим воспри€тием, речевым дыханием.

ƒислекси€
Ёто избирательное нарушение способности к овладению навыком чтени€ при сохранении общей способности к обучению.

ќсобенности:
–ебЄнку т€жело даЄтс€ чтение, допускает часто и много ошибок, не понимает прочитанного.

 оррекци€:
—уществует много видов дислексий.  оррекци€ состоит в постепенном, медленном обучении ребЄнка особой технике чтени€, позвол€ющей минимизировать трудности в обучении литературе, грамоте и по другим предметам.

ƒисграфи€
Ёто неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

ќсобенности:
–ебЄнок неправильно располагает буквы в пространстве, очень медленно пишет, недописывает буквы и окончани€, допускает много ошибок, не усваивает грамматические основы родного €зыка.

 оррекци€:
¬ зависимости от вида дисграфии, от еЄ "запущенности", логопед подбирает оптимальные пути коррекции, состо€щие в обучении ребЄнка определЄнному, специфическому стилю письма, ведЄтс€ работа над грамматикой, самим почерком, фонематическим слухом.

¬ большинстве случаев дислекси€ и дисграфи€ наблюдаютс€ у детей одновременно, хот€ у некоторых они могут встречатьс€ и по отдельности.

<<вернутьс€ назад